Что такое СУГ?


СУГ или пропан-бутан – это сжиженный углеводородный газ, который является одним из самых распространенных альтернативных видов топлива и используется для коммунально-бытовых нужд, в промышленности, в нефтехимии, а также в качестве газомоторного топлива.

ФОРМУЛА

 

Масштабы использования СУГ в каждой из этих областей зависят от целого ряда факторов, специфичных для конкретной страны или региона.

Во многих странах мира (в том числе и в России) сжиженный газ используется уже несколько десятилетий. Высокая теплотворная способность, чистота сгорания, удобство хранения и транспортировки и возможность дальнейшей химической переработки обеспечивают их все более широкое применение. Не случайно, 21 век все чаще называют веком нефти и ускоренного спроса на газ.

Отличительная особенность СУГ – экологичность и экономичность использования по сравнению с традиционными бензиновыми видами топлива, относительно низкие затраты на производство и переработку. Вредных выхлопных газов от автомобилей, работающих на газу, значительно меньше.

 Схема получения пропан-бутана и метана

 

 

Сжиженный газ, используемый как автомобильное топливо, представляет собой смесь пропана (С3Н8), бутана (С4Н10) и незначительного количества (около 1%) непредельных (ненасыщенных) углеводородов. Его вырабатывают как из нефти, так и из конденсатной фракции природного газа. Пропан и бутан очищают от сернистых соединений, щелочи, воды и других компонентов. В зависимости от марки пропан и бутан смешиваются в необходимых соотношениях.

На заправочные станции он поступает в смеси «летняя» и «зимняя», в «зимней» - гораздо большее содержание пропана. 
 
 
Почему СУГ?

Проблема перехода автотранспорта на альтернативные виды моторных топлив приобретает все большую актуальность. Из списка возможных решений (использование метанола, биогаза, синтетического бензина, разработка коммерчески выгодных электромобилей и пр.) сегодня можно говорить о двух практически освоенных направлениях – применении в качестве моторного топлива сжиженных углеводородных газов (пропана и пропан-бутановых смесей) и сжатого природного газа (СПГ). На долю транспорта приходится около 9% общемирового потребления СУГ (18–20 млн. т).

Российская специфика потребления пропан-бутана в качестве моторного топлива имеет ряд особенностей:

- При нынешних темпах прироста количества автотранспортных средств (5–7% в год) обеспечить отечественный транспорт нефтяным топливом в обозримой перспективе станет невозможным без освоения нефтяных месторождений с высокой себестоимостью добычи.
- Преобладающую часть автомобильного парка составляют машины с неудовлетворительными экологическими характеристиками двигателей.
 
- На рынке моторных топлив в России преобладают бензины низкого качества, не соответствующие международным экологическим стандартам на выбросы вредных веществ в атмосферу. Производство бензина с повышенными экологическими характеристиками требует использования дорогих технологий переработки нефти. Кроме неизбежного при этом повышения цен на автомобильное топливо, следует отметить, что применение мер по снижению выбросов лишь частично решает проблему загрязнения окружающей среды.
- Экологическая обстановка, сложившаяся в России, требует срочных и комплексных мер по снижению нагрузки на окружающую среду, создаваемой автомобильным транспортом. Одним из средств решения этой проблемы является использование газомоторного топлива (ГМТ).
Перечисленное выше делает масштабный перевод российского транспорта на альтернативные виды топлива стратегической необходимостью. В России существует весь набор благоприятных условий для развития транспортного сектора использования СУГ. Являясь нефтедобывающей и газодобывающей страной, Россия располагает достаточной ресурсно-сырьевой базой для расширения производства сжиженных углеводородных газов. Запасы попутного нефтяного газа в российских нефтяных месторождениях составляют, по имеющимся оценкам, порядка 1,5 трлн. м3, и в настоящее время эти ресурсы не используются в полной мере.

На рынке моторных топлив пропан-бутан успешно конкурирует по цене с бензинами (он дешевле в полтора раза). Доля транспортного сектора в структуре внутрироссийского потребления СУГ на текущий момент оценивается в 20–25% (1,2–1,5 млн. т в год). Несмотря на то, что количественная доля пропан-бутана сравнительно невелика, данная сфера стабильно расширяется.

 
 
Экономичен и выгоден пропан-бутан и в коммунальном секторе
 
Традиционный вариант использования СУГ – это его использование в баллонах, а также в качестве топлива в котельных для отопления дома и приготовления пищи там, где нет возможности подвести природный газ. Объемы потребления газа здесь варьируются в зависимости от потребителя: от небольших дачных домиков на приусадебных участках до коттеджей и крупных строительных объектов. 

Для наглядности приведем примерные расчеты, характеризующие выгоду пропан-бутана.

Применительно к отоплению загородного дома из кирпича общей площадью 200 кв.м. при окружающей температуре воздуха зимой -13 С – 15 С затраты в месяц составят:
  Электричество      Пропан-бутан Дизельное топливо
Потребление энергоносителя в зимний месяц 15 КВт*24×30= 10 800  КВт час 36 л*30 = 1080 л 40 л* 30 = 1200 л
Цена единицы энергоносителя 2,20 руб. 12,50 руб. 25,50 руб.
сумма     23 700 руб. 13 500 руб. 30 600 руб.
 
Из приведенной таблицы видно, что разумной альтернативой магистральному газу, электричеству и дизельному топливу является пропан-бутан