Поколения ГБО


Существует ли четкое деление ГБО на поколения?

Среди установщиков газобаллонного оборудования существует классификация (или, можно сказать, разделение) газового оборудования по поколениям. Сделано это было для удобства общения между собой и для разделения между собой систем разного типа (по работе и конструкции). Так как ни в одном официальном издании нет четкого разграничения по признакам разделения на поколения, то между установщиками существуют разночтения к какому поколению отнести ту или иную систему.

Тем не менее!
Различие в комплектации газобаллонного оборудования (ГБО) по поколениям в основном относится к элементам подачи газа и системе управления, расположенным в моторном отсеке. Устанавливаемые вне отсека компоненты системы — заправочные устройства, газовые трубки, баллон и его оснащение — идентичны для ВСЕХ поколений.

 

Первое поколение ГБО (ГБО-1)

К системам ГБО первого поколения относят оборудование с раздельным редуктором и испарителем газа. В свое время такая конструкция газового редуктора была вывезена (после войны) из Германии и поставлена для производства на завод РЗАА в г. Рязань. Закончили их выпускать лет 10 назад. Причем эти редукторы до сих пор работают на автомобилях в глубинке России (Хакассии, Мордовии и т.д.). Простота, надежность и продолжительность их работы вызывает уважение. Наряду с вышеуказанным редуктором, РЗАА освоил выпуск редуктора совмещенного с испарителем. За основу была взята схема голландской фирмы (Poliavto и Vialle). Чуть раньше Новогрудский завод газовой аппаратуры начал выпуск своего совмещенного редуктора, взяв за основу итальянский редуктор Bedini.

 

Второе поколение ГБО (ГБО-2)

Различие между вторым и третьим поколением ГБО состоит только в способе дозирования подачи газа в двигатель автомобиля. В ГБО второго поколения регулирование подачи газа в смеситель осуществляется вручную, с помощью так называемого дозатора, который представляет собой обычный патрубок с изменяющимся проходным сечением при ввинчивании или вывинчивании обычного винта, вставленного поперек патрубка. В дозаторе выбирается некое среднее положение винта, при котором мотор стабильно работает на газе. Это положение винта при эксплуатации автомобиля остается практически неизменным (иногда корректируется при засорении воздушного фильтра).

 

Третье поколение ГБО (ГБО-3) 

В оборудовании третьего поколения ГБО-3 используется не ручной, а электронный дозатор осуществляет регулирование газа с помощью шагового электродвигателя. Управление дозатором осуществляет электронный блок, который, в свою очередь, использует в основном информацию, поступающую от лямбда-зонда. ГБО этого поколения настраивается с помощью ПК. 

  

Четвертое поколение ГБО (ГБО-4)

Проще всего отличить оборудование четвертого поколения ГБО-4. Это новейшие и наилучшие из известных сегодня решений в восточной Европе. В данном случае между установщиками отсутствуют разночтения в классификации. В ГБО-4 газ из редуктора поступает к газовым форсункам, представляющим собой электромагнитные клапаны, работающие по такому же принципу, как и бензиновые форсунки. Форсунки подают газ через тарированные жиклеры в район расположения впускных клапанов двигателя автомобиля.
Управление работой газовых форсунок ГБО-4 осуществляет блок управления, аналогичный штатному контроллеру автомобиля. "Газовый" блок в своей работе использует сигналы бензиновых форсунок и при помощи собственного программного обеспечения пересчитывает параметры дозирования под использование газового топлива. Настройка и поиск неисправности газового оборудования (4-го поколения) автомобилей осуществляется только с использованием ПК и своего собственного программного обеспечения (т.е. нельзя отрегулировать, допустим, систему Lovato программой для системы Stag).

 

Пятое поколение ГБО (ГБО-5)

Сейчас уже существует система LPI, разработанная в Голландии, где газ впрыскивается не в газообразном, а сжиженном виде непосредственно в цилиндр автомобиля. И ее уже называют 5-м поколением газового оборудования или ГБО-5.
LPI работает только с насосом высокого давления, который находится внутри баллона. К сожалению, качество нашего газа губительно сказывается на работе этого насоса. Некоторые установщики ошибочно(!!!) относят к пятому поколению оборудование 4-го поколения, работающего с системой OBD автомобиля. В этом ГБО вмешательство установщика в регулировку почти не требуется и настройки газового оборудования автомобилей происходят более точно. К преимуществу систем 5 поколения можно отнести отсутствие потери мощности и отсутствие повышенного расхода газа, а также возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах, так как исчезла необходимость испарять газ перед подачей в двигатель. 
К недостаткам ГБО-5 можно отнести её высокую чувствительность к грязному газу, низкую ремонтопригодность и высокую сложность. Три этих недостатка практически перечёркивают все её преимущества в условиях эксплуатации в странах восточной Европы и России.