Мифы о ГБО


Мифы и факты о ГБО (по материалам сайтов различных компаний и форумов автолюбителей)
 
Коллекция заблуждений или мифов о ГБО в последние годы перестала расти. То ли у его противников фантазия иссякла, то ли нет особого резона придумывать что-то новое. Тем не менее, следует обратиться к этим мифам, чтобы узнать всю «страшную правду» о газе, и этим самым попытаться ее развеять. 
Сначала обратимся к высказыванию противников ГБО о том, что они достаточно зарабатывают, чтобы ездить на бензине, а не на газе. Исследования показали, что использование газового топлива на автомобилях безусловно серьезно экономически целесообразно, а тратить меньше – это правило любого здравомыслящего человека, в том числе даже и миллионера. 
Конечно, для настоящих толстосумов относительно малая для них выгода может и не рассматриваться, но ведь мы не Рокфеллеры, и для абсолютного большинства автолюбителей, да и организаций экономичность от использования ГБО довольно существенная.
  
 Среди технических заблуждений, которые по праву можно назвать перлами, существуют следующие: 
1. Перл или миф первый (он же основной) - «В двигателе прогорает».

   Причем в большинстве случаев звучит это именно так, как написано, и только в редких случаях технически грамотные люди уточняют, что прогорает не головка блока, не стенки цилиндра, а выпускные клапана. Что ж, факт есть факт, и длительность горения газа действительно выше, чем бензина (низкооктанового), и чисто теоретически такое возможно.
   Речь идет о том, что в момент открытия выпускных клапанов газо-воздушная смесь в цилиндре еще продолжает гореть и, как следствие, должен происходить перегрев выпускных клапанов. Но:
- подобное происходит и на бензиновых двигателях из-за неправильно выставленного зажигания (и где тут, простите, газ?);
- даже маститые спецы из журнала «За рулем» не смогли доказать правильность этого утверждения (справедливости ради стоит отметить, что и не опровергли); 
- и наконец, правильно выставленное зажигание или использование октан корректора навсегда закрывает этот вопрос.
- Кроме того изобретена и используется присадка для увеличения долговечности клапанов двигателя (лубрикатор FLASHLUBE). Он улучшает теплообмен между клапаном и седлом головки блока цилиндров и рекомендуется для двигателей внутреннего сгорания с газобаллонным оборудованием.
 
 P.S. Ситуация с прогоранием клапанов, более критична на территории Западной Европы, где автомобили заправляются рафинированным газом. Российские автолюбители заправляют свои автомобили газом, прошедшим недостаточную очистку и благодаря этому ситуация с прогоранием клапанов на территории России некритична.

 
 
2. Вторым идет распространенное утверждение, миф о том, что установка системы газового питания ведет к увеличению риска возгорания автомобиля. 

   Ну что тут можно возразить? Чисто теоретически, наверно, так оно и есть, поскольку две топливные системы в одном автомобиле — это усложнение конструкции, и, если не следить за состоянием трубок и шлангов (что как для бензиновой, так и для газовой систем входит в перечень работ, выполняемых в рамках ТО), то возможно появление неисправностей, которые могут служить причиной возгорания.
   Однако не это вызывает претензии и сомнения. Говорят, как правило, об опасности размещения газового баллона в багажнике, рисуя страшные картины последствий взрыва от столкновений и т.д.. И вот что в этом утверждении странно: получается, что газовый баллон из 3,5-4мм стали, размещенный в багажнике — это страшнее, чем топливный бензиновый бак, по толщине не сильно отличающийся от консервной банки, и расположенный, к примеру, у ВАЗ-2101-07 в арке заднего правого крыла?!
   В реалиях, газовый автомобильный баллон, оснащенный запорной арматурой с предохранительными клапанами, способен выдержать сильнейший удар, и даже обрыв магистральных трубок не вызовет сколько-нибудь значительной и пожароопасной утечки. 
   Подтверждением может служить тот факт, что на разборках битых иномарок, которые были оснащены ГБО, констатируют наличие бывших в употреблении газовых баллонов во вполне рабочем состоянии. Да, и эти битые иномарки сами вовсе не горелые.
   Разумеется, само слово «газ» несет в себе некое предупреждение об опасности, однако стоит помнить, что пропан-бутановая смесь, используемая в большинстве автомобилей, в обычных условиях тяжелее воздуха, что предотвращает образование газо-воздушной смеси, а точка воспламенения этой самой смеси выше, чем у смеси паров бензина с воздухом!
 На фото эксперимент - удар бензинового автомобиля в газобаллонный сзади, на нижнем снимке - состояние баллона в ГБА после удара

 
Показатель
 
Метан
 
Пропан
 
Бутан
 
Бензин
Пределы воспламенения %
- нижний
- верхний
 
5,0
14,0
 
2,4
9,5
 
1,9
8,5
 
1,5
6,0
Температура воспламенения
при нормальном атмосферном давлении
 
640-6800
 
510-5800
 
475-5100
 
270-3300
 
  3. Еще одно заблуждение, еще один миф - при работе на газе двигатель быстрее изнашивается.

   С точностью до наоборот:
- при работе на газе, октановое число которого значительно выше, чем у всех бензинов, исключены детонационные нагрузки на цилиндро-поршневую группу;
- газ горит медленнее, чем бензин, поэтому и при нормальной бездетонационной работе ударные нагрузки на ЦПГ меньше, чем на бензине;
- газ-топливо сухое и чистое, поэтому не смывает и не загрязняет масло при работе двигателя;
- газ – это топливо без ферросодержащих присадок, которые обилуют в бензине и которые убивают свечи, осаждая частицы железа на них.
 

4. Миф следующий - автомобили, использующие в качестве топлива газ, будто бы все время пахнут и внутри и снаружи газом.

   На это логично ответить довольно просто, что автомобиль пахнет газом только при наличии неисправности! И неважно, будь это газ, или бензин. И при наличии этого запаха (газа, бензина, солярки) первейшая обязанность водителя во имя безопасности немедленно ехать в автосервис для устранения неисправности, какая бы она ни была!

 

 

5. Еще ряд вопросов и возражений или мифов касается непосредственно совместимости систем подачи бензина с газовыми системами. 

   В качестве примеров приводятся пересыхание резиновых уплотнителей и засорение жиклеров у карбюраторных автомобилей, выход из строя форсунок и бензонасоса у автомобилей с инжекторной подачей топлива.
   Здесь самое время сказать «надо учить «матчасть» или читать инструкцию по эксплуатации»!!! Там черным по белому написано, что у автомобиля, оснащенного ГБО, запуск двигателя должен осуществляться на бензине с последующим переходом на газ, что топливный бак никогда не должен быть пустым, и что бензонасос на автомобилях с электрическими форсунками не отключают. Экономия на топливе не должна доходить до абсурда.

 
 

6. Миф шестой - газомоторное топливо "крадет" мощность двигателя.

   В реальности потери мощности двигателя при установке современного ГБО четвертого поколения незначительны и укладываются в границы погрешности измерения. Грамотной же наладкой оборудования эти потери можно свести к минимуму. В ГБО пятого поколения потери в мощности двигателя автомобиля отсутствуют вообще. 
 

7. Миф седьмой - газовый баллон лишает багажник части объема.

   Да, в реальности это так, но конструкторы уже давно придумали так называемый тороидальный баллон объемом 40-45 л, который устанавливается вместо запаски. Кроме того, на грузовые автомобили, автобусы, миктоавтобусы, и даже на некоторые легковушки баллоны устанавливаются вне кабины, салона.