Обслуживание ГБО

Порядок запуска ГБО

Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система 2-го поколения)

Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:

  1. Переключить коммутатор в положение газ.
  2. Запустить двигатель в работу и прогреть его до температуры 40-50 градусов. При этом на коммутаторе лампочка символа бензин горит красным, на символе газ мигает зеленая лампа (режим ожидания оборотов).
  3. Для перехода на газ необходимо нажать на педаль акселератора и набрать 2500 оборотов и резко отпустить. Машина перешла на газ (на символе газ горит зеленая лампа, красная погасла).

Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система лямбда-контроля)

Инжекторный автомобиль, оснащенный системой лямбда–контроля, переходит на питание газом следующим образом:

  1. Запустить двигатель (в любом случае двигатель запускается на бензине).
  2. На переключателе горит красный светодиод – режим работы на бензине.
  3. Прогреть двигатель до температуры перехода, которая устанавливается программно и должна составлять не менее 35 0C во избежание преждевременного выхода из строя редуктора.
  4. Нажать на панель переключателя – зеленый светодиод моргает (двигатель работает на бензине, и, готов перейти на питание газом).
  5. Нажать на педаль акселератора, увеличив обороты двигателя до 2000 и резко отпустить (зеленый светодиод горит постоянно) — двигатель работает на газе.

Порядок запуска ГБО инжекторного автомобиля (система распределенного впрыска газа 4-ое поколение)

Инжекторный автомобиль, оснащенный системой распределенного впрыска газа переходит на питание газом также как автомобиль оснащенный системой лямбда – контроля, за исключением возможности автоматического возврата на питание бензином по окончании газа (датчик давления газа следит за давлением газа на форсуночной рейке, и если давление падает ниже нормы и держится определенное время, которое устанавливается программно – дает команду перейти на питание бензином, при этом система издает звуковой сигнал в салоне автомобиля, а зеленый светодиод на панели переключателя вида топлива моргает).

Порядок запуска:

  1. Запустить двигатель (в любом случае двигатель запускается на бензине).
  2. На переключателе горит красный светодиод – режим работы на бензине.
  3. Прогреть двигатель до температуры перехода, которая устанавливается программно и должна составлять не менее 35 градусов Цельсия во избежание преждевременного выхода из строя редуктора и газовых форсунок.
  4. Нажать на панель переключателя – зеленый светодиод моргает (двигатель работает на бензине, и, готов перейти на питание газом).
  5. Нажать на педаль акселератора, увеличив обороты двигателя до 2000 и резко отпустить (зеленый светодиод горит постоянно) — двигатель работает на газе.

Система запоминает последний режим переключателя и выполняет его при каждом последующем пуске (двигатель заглушен в режиме «газ», то после запуска переключатель работает в режиме «газ») до того времени, пока водитель не изменит режим работы переключателя.

Основные требования по безопасности (1-ое – 2-ое и 3-е поколение)

  • В случае, когда не устраивает мощность, повышенный расход, проблемы с холостым ходом, запрещается самостоятельная регулировка автомобиля (неправильное регулирование может явиться причиной хлопка (только инжектор) и, как следствие, выхода из строя ДМРВ, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора). В этом случае следует обратиться на СТО.
  • Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля до полной выработки газа из баллона (обедненная смесь может быть причиной хлопка). Рекомендуется оставлять 10%.
  • Рекомендуется менять воздушный фильтр не реже каждых 5-6 тысяч км.
  • Необходимо сливать конденсат (винт-пробка на корпусе редуктора) каждые 3000 км, но не позднее 3500 км (только 1-3-е поколения).
  • Инжектор: если произойдет хлопок, необходимо перевести коммутатор в положение бензин (будет гореть только красная лампа) и приехать на консультацию в сервисный центр.
  • Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля на газе, когда в бензобаке нет бензина. Воздушная пробка может привести к выходу из строя бензонасоса (минимальный остаток10-15 литров).

4-ое поколение газовый инжектор

  • Запрещается эксплуатация газового ижектора без фильтра тонкой очистки, что может привести к выходу из строя газовых форсунок.
  • Запрещается устанавливать плавкий предохранитель номиналом больше 15 ампер, это может привести к выходу из строя блока управления.

Полезные советы

Частота оборотов холостого хода регулируется винтом, расположенным на корпусе редуктора. Расход газа регулируется винтами на тройнике-дозаторе. После первичной регулировки, проведенной мастером установочного центра, расходно-динамические характеристики можно улучшить следующим образом: винт 1 регулирует подачу газа в первую камеру карбюратора, что влияет на динамические характеристики машины при разгоне и частичных нагрузках. Разгоните машину до 80 км/ч, и, если «прием хороший», закрутите винт 1 на пол-оборота, процедуру повторяйте до тех пор, пока машина не начнет «тупить», после чего выкрутите винт 1 на четверть оборота назад. Винт 2 управляет второй камерой карбюратора, от степени наполнения которой зависит приемистость на полных нагрузках. Для регулировки второй камеры разгоните машину свыше 90 км/ч и повторите процедуру, описанную выше. Т. к. плотность газа (кг/л) меньше плотности бензина, газа расходуется на 10-15 % больше.

Бензиновый клапан при работе автомобиля на газе находится в закрытом положении (ОFF), поэтому при выходе из строя электросистемы прерывается как подача газа, так и бензина. В этом случае надо проверить предохранитель ГБО и в случае его неисправности — заменить. Если предохранитель исправен, электросистема проверяется следующим образом: при переключении коммутатора в положение «газ» (или положение «бензин») соответствующие электроклапаны должны издать характерный щелчок. Если этого не происходит, система неисправна. В этом случае надо перевести коммутатор в среднее положение (выработка), вкрутить винт механического открытия бензоклапана и приехать в техцентр. Категорически запрещается держать клапан бензина открытым при исправной электросистеме, т. к. это ведет к одновременной подаче в двигатель газа и бензина, что недопустимо.

Рекомендуется:

  • для оптимальности состава топливовоздушной смеси рекомендуется менять воздушный фильтр не реже, чем через 7000 км пробега.
  • использовать воздушный фильтр с как можно меньшим сопротивлением воздушному потоку.
  • производить замену свечей каждые 10000 км (свеча, производящая менее 3-4 импульсов не воспламеняет газо-воздушную смесь в цилиндре двигателя).
  • сливать конденсат из редуктора через каждые 3500 км путем откручивания винта на корпусе редуктора.
  • после каждых 500 км, пройденных автомобилем на газу, проезжать 15-20 км на бензине, что способствует оседанию окиси свинца на клапанах и седлах, предотвращая их дополнительный износ, а также уменьшает износ диафрагм и засорение карбюратора.

Общие требования по безопасности:

  • Проводить ежедневную проверку уровня охлаждающей жидкости (тосола).
  • В случае обнаружения утечек или повреждения ГБО перекрыть магистральный вентиль мультиклапана на баллоне и приехать в сервисный центр. Запрещается подтягивать гайки и соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением газа.
  • Запрещается заводить автомобиль на газе при вынутом подсосе, это сократит срок службы основной мембраны или будет причиной разрыва.
  • Запрещается оставлять полностью заправленный газом автомобиль на солнце, не израсходовав перед этим несколько литров.
  • Запрещается эксплуатировать ГБО при обнаружении внешних механических повреждений.
  • Запрещается продолжать движение автомобиля на газе при обнаружении запаха газа в салоне.
  • При монтаже и демонтаже любых узлов ГБО своими силами, а так же при консервации автомобиля на длительный срок (больше месяца), необходимо перекрыть заправочный и магистральный вентили на мультиклапане баллона.

Правила эксплуатации газобаллонного автомобиля

1. К вождению и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку, сдавшие экзамены по техническому минимуму и правилам техники безопасности.

2. В процессе эксплуатации два раза в день (при выпуске на линию и приемке с линии) автомобили следует подвергать осмотру для проверки герметичности и исправности газового оборудования на контрольных постах. Обнаруженные неисправности газового оборудования (в первую очередь не герметичность) должны быть устранены квалифицированными слесарями и регулировщиками в цехах, имеющих специальное оборудование для ремонта и регулировки газовой аппаратуры.

3. Запрещается эксплуатировать и хранить в гараже автомобили с неисправным газовым оборудованием. Неисправности должны немедленно устраняться.

4. В тех случаях, когда для устранения утечки газа через арматуру баллона требуется проведение ремонта, необходимо выпустить газ из баллона в безопасном месте, вдали от людей и источников огня.

5. Автомобили с неисправным газовым оборудованием должны храниться на открытых площадках. Газ из баллонов должен быть выпушен.

6. Баллоны для сжиженного углеводородного газа, установленные на автомобиле, должны быть окрашены в красный цвет, иметь таблицу с указанием параметров в соответствии с требованиями Госгортехнадзора и надпись «Огнеопасно». Один раз в два года баллоны подлежат испытанию. Запрещается эксплуатировать автомобиль: без клейма предприятия-изготовителя на баллоне; после срока, назначенного для последующего испытания баллона; с баллоном, имеющим наружное повреждение (раковины, забоины, сильную коррозию); с ослаблением крепления баллона; с нарушенной герметичностью в резьбовых соединениях вентилей баллона. Хранить газовые баллоны необходимо в помещении, специально оборудованном надежной вентиляцией. Запрещается хранить баллоны, даже временно, в обычных складах и в производственных помещениях. При замене на автомобилях газовых баллонов необходимо проверить паспортные данные на газовый баллон.

7. Заправлять автомобили газовым топливом разрешается только на специальных газонаполнительных станциях в соответствии с их инструкциями. Заполнять баллоны сжиженным углеводородным газом следует до момента появления жидкости из контрольного вентиля максимального заполнения (при этом баллон заполняется на 90% полного объема). Не допускается заполнять баллоны при работающем двигателе.

8. Перед пуском двигателя следует в течение некоторого времени держать капот открытым, после чего, включив зажигание, нужно убедиться в исправности газового оборудования, трубопроводов и соединений.

9. При пуске и работе двигателя следует использовать топливо только одного вида (газ или бензин). При. безгаражном хранении автомобиля в зимнее время для предварительного прогрева двигателя и устранения ледяных образований и пробок в газовых коммуникациях следует использовать только горячую воду или пар. Запрещается пользоваться для подогрева двигателя средствами с открытым пламенем. Пусковой подогреватель на газобаллонные автомобили не устанавливается.

10. На автомобилях со сжиженным углеводородным газом, запрещается длительная работа двигателя на бензине, так как система питания двигателя бензином не имеет воздушного фильтра и предназначена для пуска двигателя при невозможности пуска на газе, а также для кратковременного движения автомобиля.

11. Расходные вентили следует открывать медленно. Затем необходимо выждать 2 … 3 мин до пуска двигателя для выравнивания давления в трубопроводах и открытия скоростных клапанов.

12. На время ночной или длительной дневной стоянки автомобиля, а также при техническом обслуживании необходимо закрыть вентили на баллоне, израсходовать весь газ, находящийся в трубопроводах, после чего выключить зажигание. Запрещается оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями в баллоне.

13. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей, работающих на газовом топливе, следует проводить отдельно от автомобилей с карбюраторными двигателями и дизелями.

14. При ремонте газового оборудования необходимо проявлять осторожность, чтобы не допустить искрообразования. Перед проверкой приборов электрооборудования на автомобиле нужно плотно закрыть все вентили и тщательно проверить пространство под капотом, выключив электромагнитный клапан.

15. Регулировать систему питания или систему зажигания автомобилей, работающих на газовом топливе, а также проверять и ремонтировать газовое оборудование следует в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией. Проверять газовое оборудование на герметичность следует сжатым воздухом или азотом иод руководством специалиста.

16. Работа двигателя с неисправным газовым фильтром вызывает повреждение клапанов газового редуктора или их седла, что приводит к недопустимой утечке газа из редуктора в подкапотное пространство.

17. Не следует разбирать фильтрующие элементы газовых фильтров. При незначительном загрязнении их необходимо промыть бензином и просушить сжатым воздухом; при значительном — заменить.

18. При сливе воды из двигателя нужно также открыть сливной кран на корпусе испарителя.

19. Рабочие места (смотровые канавы, подъемники), предназначенные для технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе, должны быть оборудованы общей приточно-вытяжной вентиляцией и местной вентиляцией с нижним отсосом, исключающей возможность образования взрывоопасной концентрации газа. Электродвигатели и вентиляторы должны быть изготовлены во взрывобезопасном исполнении.

20. Запрещается! Ремонтировать газовое оборудование при работающем двигателе; пускать двигатель и работать при утечке газа; проводить заправку баллонов газом или выпускать газ в непосредственной близости от стоянки других автомобилей, источников огня или мест присутствия людей.

21. В случае пожара на автомобиле следует выключить электромагнитный клапан и зажигание и закрыть вентили баллонов. Тушить пожар необходимо огнетушителями, песком или струей распыленной воды. Баллоны со сжатым природным газом следует поливать холодной водой, исключив возможность повышения давления в них.

Правила эксплуатации газового оборудования автомобиля

Газовое оборудование автомобиля размещают в трех местах: в моторном отсеке, салоне и багажнике. В моторном отсеке автомобиля находятся: редуктор-испаритель газа; смеситель; электромагнитный газовый клапан; электромагнитный бензиновый клапан; предохранитель.

Примечание: На некоторых моделях систем газобаллонной аппаратуры устанавливают дозирующее устройство, предназначенное для ограничения количества газа, подаваемого в двигатель на всех режимах работы двигателя, кроме холостого хода, а также вилку-тройник с регулирующим винтом (или винтами).

Редуктор-испаритель предназначен для превращения жидкой фазы газа в паровую и подачи паровой фазы в смеситель. На редукторе имеется винт регулировки холостого хода. Вращая его вправо или влево, добиваются максимальной частоты вращения холостого хода. Затем постепенно винт подкручивают до установления минимальной устойчивой частоты вращения коленчатого вала.

Обслуживание. Через каждые 1500-2000 км пробега (на горячем двигателе) следует отвернуть пробку (винт), находящуюся в нижней части редуктора, и слить конденсат (маслянистый отстой).

Смеситель служит для приготовления рабочей смеси (смешивает газ и воздух).

Электромагнитный газовый клапан служит для подачи газа в редуктор и перекрытия газа при работе на бензине (управляется дистанционно из салона автомобиля).

При включенном зажигании и установке переключателя в положение «Газ» клапан открыт и газ по трубопроводу высокого давления поступает в редуктор. При выключенном зажигании клапан находится в положении «Закрыт».

Обслуживание. В нижней части клапана находится фильтр тонкой очистки газа от механических примесей. Очищать фильтр следует через каждые 30 000 км пути.

Электромагнитный бензиновый клапан служит для подачи бензина в карбюратор при перекрытии подачи газа. В нижней части клапана имеется винт (кран) для механического (ручного) открывания клапана. Винт следует ввернуть в клапан (или повернуть кран), чтобы можно было продолжить движение в случае выхода из строя электросхемы газового оборудования.

Предохранитель защищает от выхода из строя электромагнитные клапаны. Он находится в держателе, установленном в проводе электропитания.

Вилка-тройник находится на трубопроводе низкого давления, соединяющем редуктор и смеситель, и предназначена для подводки газа к обеим камерам карбюратора. На вилке имеются один или два винта, которые служат для регулировки количества газа, поступающего в двигатель через смеситель (винты) мощности. Для увеличения мощности винты следует вращать против часовой стрелки, для уменьшения мощности и сокращения расхода газа — по часовой стрелке.

Управление режимами работы двигателя производится с помощью переключателя «Газ-бензин», расположенного в салоне автомобиля с карбюраторной системой питания в удобном для водителя месте на приборной панели.

При переключении с бензина на газ необходимо выработать остаток бензина из поплавковой камеры карбюратора. Для этого при работающем на бензине двигателе переключить клавишу «Газ-бензин» из положения «Бензин» в нейтральное положение и подождать 15-20 с, пока двигатель не начнет работать с перебоями. Только после этого можно переключиться на газ. Переключение с газа на бензин можно осуществлять, минуя нейтральное положение клавиши (кроме инжекторных автомобилей).

Вышеуказанные операции проводить на месте при работающем двигателе и на ходу. На некоторых моделях отечественных газотопливных систем устанавливались переключатели с рукояткой, имевшей четыре фиксированных положения, выполнявшие роль кнопки для впрыска газа в карбюратор для обогащения смеси.

Этим приемом еще пользуются перед пуском холодного двигателя на газе или после длительной стоянки, если двигатель не пускается с первого раза. Продолжительность нажатия на кнопку 1-2 с, число нажатий перед пуском 2-3 раза.

Внимание! Переключать двигатель в режим «Газ» в холодное время года (при температуре воздуха от -5 °С и ниже) можно только после прогрева двигателя на бензине до 40-50 °С. В холодное время года перед продолжительной парковкой автомобиля за 150-200 м до остановки следует переключать двигатель на бензин.

Газовый баллон размещают в багажнике автомобиля. На нем имеется вентиляционная коробка с герметически закрывающейся крышкой. Под крышкой находятся заправочный и расходный вентили, шкала со стрелкой, показывающей уровень газа в баллоне (кроме электронных указателей уровня), заправочная чашка (если нет дистанционной заправки).

Внимание! При парковке автомобиля в закрытом помещении (гараж, станция обслуживания и т.д.) обязательно закрыть оба вентиля — заправочный и расходный на газовом баллоне. В новых конструкциях заправлять баллон можно не открывая крышку багажного отделения: имеется заправочный присоединительный штуцер, закрываемый заглушкой. Внутри штуцера находится обратный клапан, препятствующий выбросу газа из системы при отсоединении заправочного устройства газозаправочной станции.

Запрещается!

1. Раскручивать соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением.

2. Ремонтировать и демонтировать газовый редуктор-испаритель и газовый электромагнитный клапан при наличии в них газа.

3. Демонтировать Газовый баллон при наличии в нем сжиженного газа или паров газа.

4. Длительное воздействие прямых солнечных лучей на газовый баллон (не держать открытый багажник на солнце).

5. Проводить сварочные и другие виды работ, связанные с выделением большого количества тепла (сушка автомобиля в сушильной камере и т.п.).

Внимание! При обнаружении сильного, резкого запаха газа водитель обязан:

1. Немедленно остановиться, выключить зажигание, перекрыть оба вентиля на газовом баллоне.

2. По возможности определить визуально место утечки (характерно обморожение, покрытие инеем места утечки).

3. После устранения утечки (когда перестанет пахнуть газом) переключатель следует поставить в положение «Бензин», включить зажигание, подкачать бензин в карбюратор, запустить двигатель и продолжать движение только на бензине до устранения неисправности. Соблюдение данной инструкции обеспечит безопасную работу газового оборудования.

Общие требования, обеспечивающие безопасную работу ГБО

Большинство автовладельцев, задумывающихся над установкой ГБО, беспокоит вопрос: насколько безопасно это оборудование? Современное газобаллонное оборудование (4 и 5 поколения) исключает возможность взрыва, но при этом следует понимать, что вы должны устанавливать ГБО только у профессионалов своего дела, соблюдать простейшие правила безопасности и регулярно проходить сервисное обслуживание.

Несколько полезных советов позволят вам получить первоначальное представление о мерах предосторожности, которые нужно соблюдать при работе с ГБО.

Прежде всего, следите за уровнем газа в баллоне: если у вас инжектор, то не допускайте полного использования газа в баллоне. Оставьте около 1/10 топлива и отправляйтесь на заправку. Если вы этого не сделаете, то может произойти хлопок. Не допускается также и наполнение баллона более чем на 8/10 его объёма.

Важное условие правильной эксплуатации ГБО — это слив конденсата. Приблизительно один раз на 100 моточасов работы газового оборудования вам нужно сливать маслянистый отстой, отвинтив пробку в нижней части редуктора.

Газобаллонное оборудование авто включает в себя электромагнитный газовый клапан. В клапане расположен фильтр, очищающий газ от различных примесей. Поскольку со временем воздушный фильтр засоряется, то его нужно менять в соответствии с регламентом, установленным заводом-изготовителем.

Обратите внимание, что при наличии газового баллона вам нужно избегать прямого и длительного попадания на него солнечных лучей, а также не проводить рядом с баллоном, наполненным газом, сварочных и любых других работ, связанных с выделением большого количества тепла.

Если в салоне вы почувствовали запах газа, то в целях безопасности переключитесь на бензин. Но прежде остановите автомобиль и перекройте оба вентиля на газовом баллоне, а также постарайтесь выяснить, где произошла утечка.

В случае, если вы планируете проведение самостоятельных ремонтных работ на ГБО, не забудьте освободить оборудование от газа. Наличие газа (в том числе, его паров) в отдельных частях ГБО (баллон, редуктор-испаритель, газовый электромагнитный клапан) является угрозой для вашей жизни. Более того, прежде чем приступать к демонтажу или установке оборудования, следует закрыть заправочный и магистральный вентили на баллоне. Это же требование нужно соблюдать и при длительном простое автомобиля (более одного месяца).

Не допускается и раскручивание соединительных трубопроводов, находящихся под давлением. Используя газовое оборудование на своём автомобиле, старайтесь не допускать полного расхода бензина, оставляйте около 10 литров и переключайтесь на газ. Это позволит вам избежать проблем с бензонасосом.

Самое простое и важное правило: заметив деформацию ГБО (т.е. механические повреждения), вы должны отказаться от эксплуатации оборудования вплоть до окончания всех необходимых ремонтных работ.

В заключении хотим отметить, что техническое обслуживание ГБО проводится в специализированном сервисе приблизительно один раз в полгода. По времени оно, как правило, занимаете не больше 30 минут. Проверку газового баллона и его освидетельствование следует проходить 1 раз в два года.

Выполняя эти несложные требования, вы не только обеспечите безопасность пассажиров, но и существенно продлите срок службы вашего газобаллонного оборудования, сэкономите нервы и деньги.

Безопасность ГБО на автомобилях

Мы можем уверенно сказать: использование газа, менее опасно, чем использование бензина. Но если спросят: откуда этот благоговейный страх многих перед использованием газа – придется лишь развести руками.

Попытаемся популярно поговорить о безопасности в использовании ГБО на транспорте. Существует много версий о повышенной пажароопасности газобаллонного оборудования. Это мнения людей, далёких от знаний характеристик как самого сжиженного нефтяного газа, так и современных газовых систем, устанавливаемых на автомобили. Ответим на вопрос о безопасности самого СНГ (сжиженного нефтяного газа) и сравним его с базовым топливом автомобилей. Сжиженные газы — это такой же нефтяной продукт, как и бензины, только, в отличие от бензина, газ является побочным продуктом переработки нефти (этим объясняется его невысокая стоимость по сравнению с бензином). Верхний предел воспламеняемости пропан — бутановых смесей характеризуется содержание 8,4-9,9% газа в воздухе, а нижний предел 1,8-2,4%, пределы воспламенения газа бензина в смеси с воздухом составляют соответственно 0,6-1,5%. Таким образом, пределы воспламенения газа на 15-20% выше по сравнению с бензином. Это значит, что при утечке топлива, бензину для воспламенения требуется меньший объём воздуха, чем газу, т.е. сжиженный газ не будет гореть, в то время как уже вспыхнет бензин. Не стоит забывать и о том, что для обеспечения безопасности в газ добавляют одоранты — вещества особого запаха, не очень приятного для обоняния. Отсюда и разговоры, что газовые автомобили неприятно пахнут. Одоризация может быть осуществлена путём добавления пахучих веществ позволяющих определять даже незначительные утечки газа из системы питания и выхлопа. Содержания одорантов в сжиженном газе мене 0,001% по массе. В такой низкой концентрации они абсолютно безвредны для человека. Запах одорантов ощущается даже при содержании 0,19г в 1000 м3 воздухом и следует отметить, что он имеет особенность скапливаться в небольших количествах в моторном масле, системах питания и выпусков. Из всего этого следует, что в отличие от бензина газ можно почувствовать, даже при самой незначительной утечке. Справедливо будет сказано, что сжиженный нефтяной газ находится в системе под давлением максимально не превышающим 1,6 МПА (примерно 16 атмосфер), однако емкость (баллон) для заполнения и хранения газа в автомобиле рассчитана на давление минимум 25-30 МПА, т.е. запас прочности газового баллона в 2 раза привечает его рабочее состояние. Стенка баллона выполнена из специальной высококачественной стали толщиной минимум 3мм. Установка газового оборудования у нас производится высококвалифицированными специалистами в области установки ГБО . Все расходные материалы, крепления, топливная магистраль, трубопроводы, электропроводы, используемые при монтаже только высочайшего качества! Данный подход обеспечивает нашим клиентам несравнимую надежность установленного оборудования. Помимо данного, все работы и оборудование сертифицированы надзорными органами и обеспечены надлежащими документами установленного образца.

Пожарная безопасность газобаллонных автомобилей

Газ в качестве моторного топлива используется в нашей стране с 1934 г. Причем вполне успешно: на сегодняшний день общее число газобалонных (на сжиженном и сжатом газе) автомобилей достигло 400 тыс. и продолжает расти. Однако, несмотря на столь значительный опыт их эксплуатации, отношение к газовому топливу остается несколько предвзятым. В первую очередь это касается представлений о пожарной опасности газобаллонных АТС. Поэтому даже действующие нормативно-технические документы, определяющие требования к объектам хранения, технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей, содержат ряд противоречий, в частности, в отношении категорирования помещений с легковыми автомобилями, работающими на сжиженном углеводородном (нефтяном) газе.

Надо сказать, что такое «осторожное» отношение к данным АТС сложилось явно на основе субъективных факторов, так как о каких-либо серьезных статистических исследованиях оценки их пожарной опасности не известно. По крайней мере публикаций о них не существует. Поэтому Академией ГПС МЧС России, ГУГПС МЧС России и Московским государственным строительным университетом был организован сбор данных по России о пожарах на газобаллонных автомобилях: за период 2000—2004 гг. произошло 212 пожаров. Их обстоятельства и причины проанализированы, выявлен ряд закономерностей.

Так, анализ непосредственных причин возникновения пожаров показал, что основная из них — негерметичность газовой топливной системы (63 %). Значительно меньше (9,2 %) связано с нарушениями техники безопасности при эксплуатации и ремонте газобаллонного оборудования. В 5,8 % случаев причиной стала неисправность газового редуктора; 3 % — утечка газа на заправке; по 2 % приходится на неисправности бензинового клапана, негерметичность, вызванную механическими повреждениями, а также повреждения вследствие ДТП. При переключении с газового топлива на бензин возникло 2,5 % пожаров, а с бензина на газ — 1,5 %; столько же — во время пуска двигателя при отрицательных температурах. Кроме того, в 0,5 % случаев пожар произошел из-за неисправностей заправочного оборудования, а в 3 % причины выявить не удалось.

Углубленный анализ пожаров показал, что в большинстве случаев первопричиной возникновения негерметичности газового оборудования стал пресловутый «человеческий фактор»: во многих случаях владельцы газобаллонных автомобилей самостоятельно проводили ремонт газового оборудования, после чего не проверяли его герметичность, а нередко и самовольно вносили изменения в систему газового оборудования; во многих случаях на резиновых трубках газового оборудования отсутствовали фиксирующие хомуты. Зачастую газобаллонное оборудование долгое время эксплуатируют без какой-либо профилактики даже тогда, когда в автомобиле ощущается запах газа.

Поэтому напрашивается простой вывод: в нормативные документы необходимо включить требование о том, чтобы все физические лица, работающие на газобаллонных АТС, изучили инструкцию по эксплуатации газового оборудования, прошли инструктаж в организации, установившей его, и не нарушали все требования, предъявляемые к нему. Водители автотранспортных предприятий обязаны, помимо этого, соблюдать требования «Правил пожарной безопасности для предприятий автотранспорта», а руководители АТП — организовать соответствующий контроль.

Число пожаров, возникших из-за негерметичности газового оборудования, можно сократить в несколько раз за счет выполнения водителями трех простых правил эксплуатации.

Во-первых, перед постановкой ГБА на стоянку следует выработать газ в топливной системе и перекрыть расходный вентиль на баллоне. Во-вторых, после длительной стоянки пуск двигателя проводить при открытых капоте и дверях салона автомобиля. В гараже перед включением электроприборов и пуском двигателя необходимо открыть ворота и проветрить помещение. В-третьих, в процессе эксплуатации автомобиля следует постоянно контролировать утечку газа по запаху. При любом подозрении на нее, а раз в неделю профилактически проверять герметичность узлов и соединений газового оборудования, для чего в каждом автомобиле рекомендуется иметь пену для бритья и кисть.

Практически 90 % соединений топливопровода газового оборудования (резьбовые соединения и резиновые трубки, закрепленные хомутами), а также его элементов (газовый редуктор, электромагнитные газовый и бензиновый клапаны, проставка карбюратора, тройник-дозатор и др.) находятся в подкапотном пространстве. Утечки же газа наблюдаются, как правило, в местах соединений топливопровода. Этим объясняется тот факт, что именно моторный отсек является наиболее пожароопасным местом газобаллонного автомобиля (табл. 1): именно здесь возникает около 70 % пожаров.

Статистика пожаров показывает, что более половины пожаров на газобаллонных автомобилях возникает во время движения (табл. 2). Значительна и доля пожаров при пуске двигателя. В остальное же время вероятность пожара относительно невелика.

Данные эти свидетельствуют: большинство утечек на газобаллонном оборудовании происходит на работающем двигателе, а значит — на участке от электромагнитного газового клапана до карбюратора. Действительно, при неработающем двигателе и выключенном зажигании электромагнитный газовый клапан закрыт и, если он исправен, утечка возможна только в месте соединения перед клапаном либо на запорно-предохранительном блоке на баллоне. Утечками в этих местах объясняется значительное число пожаров при запуске двигателя на газе. Однако часть таких пожаров возникает из-за нарушения регулировки двигателя и неправильных действий водителя, когда в результате переполнения смесительной камеры карбюратора газ поступает в отсек двигателя.

Следует отметить, что частота возникновения пожаров существенно зависит от времени года: на зимний период приходится 33 %, лето и осень — 25 и 23, на весну — 19 %. Такая закономерность, очевидно, объясняется тем обстоятельством, что при отрицательных температурах соединения и детали (резьбовые соединения, резиновые мембраны газового редуктора и уп-лотнителъные прокладки) газобаллонного оборудования наиболее подвержены повреждениям, которые являются причинами утечки газового топлива. Однако есть и вторая причина: при отрицательных температурах пуск двигателя производится на бензине, а значит постоянно возникает необходимость в переключении с одного вида топлива на другой.

Известно, что пожары в гаражах-стоянках составляют 7,8 % общего числа пожаров на газобаллонных автомобилях. В 2000 г. таких происшествии зарегистрировано пять, в 2001 — один, в 2002 — два, в 2003 и 2004 гг. — по три пожара. При этом за весь исследуемый период в гаражах-стоянках выявлено только два пожара, которые сопровождались взрывом газа с разрушением строительных конструкций. (Причиной третьего пожара с разрушением, по заключению эксперта, мог быть как взрыв газа, так и взрыв паров разлитого бензина.) То есть число пожаров на газобаллонных автомобилях, приведших к взрыву и разрушению строений, очень незначительно (менее 1 %). Что позволяет утверждать; помещениям с газобаллонными автомобилями следует присвоить категорию пожарной опасности «В», как и с автомобилями на жидком топливе.

Таблица 1

Место возгарания Число пажаров, %, на газобаллоных АТС
 легковых  грузовых автобусах
Моторный отсек  70  67  75
Салон, кабина  14  19  12,5
Багажник, кузов  7  1  —

Снаружи автомобиля (при заправке)

 1  6  —

В гараже, в том числе:

  • с разрушением строения
  • без разрушения строения

8
6
2

7
6
1

12,5

Таблица 2

Обстоятельства возникновенияпожара Число пажаров, %, на газобаллоных АТС
 легковых  грузовых автобусах
Заправка  2,8  8  —
Пуск двигателя  25,7  19,5  —
Движение  50  51  50

Переключение вида топлива

 4  6,5  —

Стоянка:

  • с работающим двигателем
  • с выключенным двигателем

8

4

1

17

Хранение в гараже 6,7 2,6 17

Ремонт:

  • на открытой площадке;
  • в гараже

1,4

1,3
8

16

Все проанализированные случаи пожаров имели место на автомобилях, использовавших сжиженный пропан-бутан, тогда как на работающих на сжатом метане ни одного пожара не зафиксировано. Однако делать выводы о безопасности природного газа в этом случае нельзя: число таких автомобилей составляет лишь -9 % всех газобаллонных автомобилей. А вот сравнить пожарную опасность автомобилей на сжиженном газе и бензиновых на основании имеющейся статистики можно.

По данным 2003 г., в России было зарегистрировано 400 тыс. газобаллонных автомобилей и зафиксирован 91 пожар. То есть вероятность пожара РГБА = 91/4 • 105 = 3 • 10-4. Число АТС на жидком топливе составляло — 22 млн ед., и на них произошло 19 184 пожара. Соответственно вероятность возникновения пожара на «жидкотопливном» автомобиле составляет РАЖТ = 19 184/22 • 106 = 8 • 10-4.

Следует оговориться, что в отношении пожаров автомобилей на жидком топливе нет точных данных о причинах возгораний: помимо случаев, связанных с системой питания, туда вошло и число пожаров, вызванных поджогами, ДТП и др. Поэтому реальная вероятность возникновения пожара на указанном виде АТС несколько меньше расчетной. Однако, даже если его учесть, соотношение вероятностей возникновения пожара на автомобилях, работающих на жидком и газовом топливах, изменится не столь значительно. Не изменится и качественный результат анализа: вероятность возникновения пожара на автомобиле, работающем на сжиженном пропан-бутане, несколько ниже, чем у «жидкотопливного» автомобиля.

Эксплуатация автомобиля с установленным ГБО

Описание системы ГБО

  1. Сжиженный нефтяной газ хранится в баллоне, рассчитанном на рабочее давление 1,6 мПа. Баллон заправляется газом через заправочное устройство с обратным клапаном, предотвращающим выброс газа из баллона. Система оснащена блоком вентиляции, предотвращающей попадание газа в салон автомобиля при нарушении герметичности элементов запорной арматуры.
  2. Блок запорной арматуры (мультиклапан) с системой вентиляции крепится на фланце баллона.
  3. От блока вентиляции газ поступает по магистральному газопроводу в подкапотное пространство к электромагнитному газовому клапану-фильтру и затем к редуктору-испарителю. Из редуктора газ через смеситель поступает в карбюратор, где перемешивается с воздухом для образования горючей смеси.
  4. Для отключения подачи бензина при работе на газовом топливе между бензонасосом и карбюратором установлен электромагнитный бензиновый клапан. Для подогрева и испарения газа редуктор-испаритель подключен к системе охлаждения двигателя.
  5. Управление электромагнитными клапанами и другими электрическими элементами осуществляет электронный блок, который устанавливается в кабине водителя и позволяет переходить с бензина на газ и обратно без остановки автомобиля.

Управление режимами работы двигателя

  1. Управление режимами работы двигателя производится с помощью переключателя «газ-бензин», расположенного в кабине водителя. При переключении с бензина на газ необходимо выработать остаток бензина из карбюратора. Для этого при работающем на бензине двигателе установить переключатель в нейтральное положение и подождать пока двигатель не начнет работать с перебоями. После этого включить переключатель в положение «газ».
  2. Переключаться с газа на бензин нужно сразу, минуя нейтральное положение переключателя.
  3. Вышеуказанные операции могут производиться на ходу.
  4. Пуск двигателя в холодное время года после продолжительной стоянки необходимо производить на бензине. После прогрева двигателя до 50-60 градусов можно переключаться на газ.

Используем ГБО по правилам и забываем о поломках

Наряду с положительными моментами в установке газового оборудования на автомобиль, существуют и негативные, которые могут омрачить жизнь владельцев авто, на которых установлено газовое оборудование. Но стоит сказать и о том, что поломки чаще всего становятся причиной неправильной установки ГБО, или его неправильной эксплуатации. Как правильно пользоваться газобаллонным оборудованием, чтобы избежать поломок?

Первое, о чем стоит сказать, это то, что ставить газовое оборудование стоит только на проверенных станциях по установке газобаллонного оборудования, где работают профессионалы своего дела. От грамотной установки зависит многое, в том числе и то, как долго ваш автомобиль проработает, и будут ли там поломки.

После установки газового оборудования, да и в процессе его эксплуатации, должен полностью отсутствовать запах этого самого газа. При первых признаках нарушения герметичности нужно обратиться на станцию по техобслуживанию и проверить всю систему. При обнаружении запаха газа эксплуатировать автомобиль нельзя.

Также важно помнить о том, что при постоянном использовании автомобиля, нужно не забывать своевременно делать ТО. Делать это надо при прохождении автомобилем расстояния в пятнадцать тысяч километров. Некоторые детали требуют замены или чистки при прохождении тридцати или шестидесяти тысяч, для каждой детали свое время. Точнее вам смогут разъяснить все это в автосервисе.

Тем автовладельцам, которые любят активную манеру езды, стоит помнить о том, что если ваш автомобиль работает на газу, то разгонять двигатель более пяти тысяч оборотов не стоит. В противном случае происходит перегрев двигателя, что со временем приведет к его поломке. Правда, некоторые современные газовые установки имеют свойство автоматического переключения на бензин в таких ситуациях.

Еще одна важная и часто допускаемая ошибка – неправильный запуск двигателя. Производить его нужно только с использованием бензина, в противном случае, после запусков на газу, особенно зимой, вы можете столкнуться с поломкой газового редуктора.

Существует еще ряд проблем, которые могут возникнуть при эксплуатации газового оборудования на автомобиле, но многие из них возникают не только от неправильного использования, но и от неграмотной настройки системы машины, например, от неправильной настройки зажигания.

Диагностика и настройка газового оборудования

Если вы решили, что пора бы на ваш автомобиль поставить газобаллонное оборудование, то помните о том, что это необходимо делать только в специализированных мастерских или сервисных центрах по обслуживанию газовых систем. В таких центрах вам произведут грамотную установку системы ГБО, а также будут оказывать и дальнейшее обслуживание вашего автомобиля.

Но, если после установки, вам покажется, что с машиной что-то не так, то не стоит затягивать с диагностикой, лучше сразу обратиться в тот же сервис или в любой другой, только с хорошей репутацией, и провести полную диагностику и в случае необходимости настройку газобаллонного оборудования.

Диагностику газовой системы можно провести при помощи динамометрического стенда

Многие неисправности в системе газобаллонного оборудования невозможно выявить, когда машина находится в статическом состоянии, т.е. не в движении. По этой причине важно ее проверить на ходу. Но как это можно практически осуществить, если не выезжать из сервиса? Все не так уж и сложно, необходимо просто использовать динамометрический стенд, который проверит работу двигателя и найдет его неисправности.

Стенд сымитирует движение автомобиля при различных скоростях и нагрузках, и во время такой имитации можно будет проверить работу двигателя и иных компонентов системы ГБО. Еще в ходе такой проверки можно выявить работоспособность электронных систем и правильность обмена данными между всеми электроблоками. Если в мастерской стоит такой стенд, то он помогает выявить все неисправности, не выезжая на дорогу, и соответственно является более безопасным видом проверки авто.

Система может выдать вам все результаты по неисправностям системы, как в электронном виде, так и в распечатанном. После получения этих данных специалист центра газобаллонного оборудования сможет произвести настройку и регулировку системы ГБО вашего автомобиля.

Несомненным преимуществом такой динамической диагностики можно назвать и то, что она фиксирует и то, насколько качественна воздушно-топливная смесь, поступающая в двигатель, теряется ли мощность авто при работе на газовом топливе. Если есть все эти важные параметры работы автомобиля, то можно внести правки в программу газового контроллера, совместить карту бензиновую с газовой, и тем самым уменьшить потребление топлива машиной. После чего вы сможете ездить на своем автомобиле, и быть уверенным, что он работает исправно.

Регламентные работы ГБО

Плановое обслуживание ГБО сводится к проведению следующих работ:

  • компьютерная диагностика контроллера;
  • замена фильтров;
  • проверка редуктора;
  • промывка или замена форсунок;
  • контроль специальным оборудованием возможных утечек газа.

Регламентные работы ГБО должны проводиться один раз в год или каждые 10 000 километров пробега.

Как слить конденсат с ГБО

Что такое газовый конденсат знают далеко не все автовладельцы, чьи машины оснащены ГБО. Вернее многие не правильно понимают и принимают за конденсат, газ который находится в жидком состоянии в баллоне и при низкой температуре очень плохо испаряется. Конденсат это маслянистая жидкость, которая образуется при испарении газа – выпадает в осадок. Конденсат в ГБО автомобиля обычно скапливается в редукторе.

Слить конденсат из редуктора можно либо разобрав редуктор для ТО, либо открутив специальный болт с низу. Почему конденсат скапливается в редукторе, а не в баллоне? Все очень просто. Газ к редуктору поступает в жидком состоянии и там испаряется. То, что не смогло испариться и становится конденсатом. Как часто нужно сливать конденсат? При хорошем газе, на 4-ом поколении ГБО, конденсат сливается при обслуживании редуктора. Ни в коем случае не ищите конденсат в баллоне. Его там нет, он выходит под давлением вместе с газом. В баллоне собирается только металлическая пыль.

Свечи зажигания для газа (ГБО). Какие выбрать?

Наконец-то вы решились установить на свой любимый автомобиль газобаллонное оборудование! Как ни как, а все- таки экономия! Перед тем, как ехать на станцию техобслуживания, необходимо учитывать некоторые нюансы. Их, конечно, хватает, но сегодня мы будем разбираться со свечами зажигания. Возникает вопрос: Поставить обычные бензиновые свечи или свечи для газа? P У вас, безусловно, в связи с переходом на газ, возникают некоторые вопросы. А именно, стоит ли при этом менять свечи? Какие свечи лучше поставить для эффективного воспламенения в двухтопливном двигателе? И, вообще, существуют ли в природе газовые свечи? Какие параметры влияют на выбор калильного числа. Калильное число характеризует тепловую характеристику свечи.

Это отвлеченная величина, пропорциональная среднему индикаторному давлению, при котором ( во время испытания свечи ) на специальной моторной установке в цилиндре двигателя начинает появляться калильное зажигание. В отличие от бензина, газ горит несколько иначе (скорость сгорания газа намного меньше). Газовая смесь беднее бензиновой. При работе двигателя на газе для воспламенения топливовоздушной смеси требуется более высокое напряжение (бензин 14кВ, газ 16кВ).

Температура в камере сгорания двигателя при воспламенении и последующем горении газовой смеси существенно выше. Все вышеперечисленное приводит к быстрому износу электрода свечи зажигания. Поэтому, на газовый двигатель желательно ставить свечи с более низким калильным числом. Какие конкретно свечи лучше использовать при установке ГБО. Были проведены специальные испытания, на которых тестировались свечи зажигания от разных фирм-производителей, рекомендующих свои продукты именно для работы на газе.

Задача состояла в том, чтобы проверить работу свечей сначала на бензиновом двигателе, а потом на ДВС с итальянским газобаллонным оборудованием. Конкурс проходил следующим образом. При работе мотора в одном и том же режиме ( от минимальных оборотов до максимальных ) с каждым комплектом свечей проводились замеры мощности, расхода топлива, токсичности и температуры отработанных газов. Для сравнения послужили действительно хорошие французские свечи BERU Ultra 14R-7DU. Правда, они не ориентированы на газ, но с программой испытаний справились успешно.

Хочу представить вашему вниманию свечи зажигания, которые вошли в первую пятерку конкурсантов. Следует учитывать, что перечисление идет от пятого занимаемого места до первого, то есть от самых низких показателей до самых высоких. Украинские свечи Plazmofor Super GAZ. Показали довольно приличное качество работы (не хуже BERU), хотя особо и не блистали.

Также надо отметить, что подтверждения их ориентации на газ требует проведения длительных ресурсных тестов. Еще один недостаток ухудшение показателей в усложненных условиях. Зато радует очень низкая цена (около 280 рублей), которая перекрывает все минусы.

Чешские Brisk LPG LR15YS Silver. Самые дешевые свечи (около 320 рублей), центральный электрод которых сделан из драгоценного металла (серебра). Однако, толщина электрода все-таки больше, чем у платиновых. В том числе, смущает невысокий показатель уменьшения токсичности. Преимущество этих свечей в том, что они имеют четкую ориентацию на газовый двигатель. Свечи Bosch Platinum WR7DP из Германии.

Отличаются самой оригинальной конструкцией полностью утопленный в изолятор тонюсенький электрод. Замечательные показатели работы за вполне приемлемую цену (приблизительно, 640 рублей). Но лидерам немного уступают.

Япония предоставила нам свечи NGK LPG LaserLine 2. Кстати, самые дорогостоящие из всех тестируемых. Это объясняется тем, при конструировании свечи были использованы драгметаллы (на центральном электроде иридий, на боковом платина).

Во время прохождения испытаний дали очень высокие экономические и экологические показатели. Единственное, что немного удручает это стоимость (3200 рублей). Но следует добавить, что при использовании этих свечей увеличивается мощность двигателя (как при работе на бензине, так и на газе). Опять же японские свечи зажигания Denso Iridium IW20. Абсолютно лидируют по всем показателям.

Центральный электрод таких свечей составляет всего 0,4 мм и дает стабильный разряд, приводящий к одинаково эффективному воспламенению, как газовой смеси, так и бензиновой. Стоимость составляет около 2200 рублей за комплект. Хочется отметить, что эти свечи запросто переживут сам двигатель (в связи с тугоплавкостью электродов). Итак, подводим итоги. Как видите, есть из чего выбирать.

Главное, понимать, что свечи зажигания очень тонко реагируют на температуру в камере сгорания двигателя. Из-за слишком низкого температурного показателя они зарастают отложениями, а повышенная температура приводит к калильному воспламенению (горение начинается не от искры, а от контакта с разгоряченным изолятором свечи). В общем, после прохождения тестирования становится понятно, что при работе на газе выигрывают свечи с более тонкими электродами (желательно, иридиевыми), рекомендованные заводом- производителем.