История технологий газового оборудования
Первый коммерческий двигатель внутреннего сгорания работал на светильном газе. Затем стали использовать бензин, дизельное топливо и мазут. Прошли годы, и инженеры снова вернулись к идее применять газ – метан (сжатый газ) и пропан-бутановые смеси (сжиженный газ).
История ГБО, а точнее использования газа как топлива для двигателя внутреннего сгорания берет свое начало еще в XIX веке:
1823 г. — англичанин Самуэль Браун построил газовый двигатель внутреннего сгорания на светильном газе.
1842 г. — Дрейк (Англия) запатентовал газовый двигатель с калильным зажиганием.
1860 г. — выдан патент Жану Этьену Ленуару, позже наладившему выпуск двигателя внутреннего сгорания на светильном газе.
1928 г. — прошла испытания газогенераторная установка конструкции профессора В.С. Наумова на шасси Фиат-15-тер.
1935 г. — испытательный пробег газогенераторных автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА, оснащенных газовыми двигателями и газогенераторами, по маршруту Москва–Ленинград–Москва. В качестве топлива использовался газ, полученный в газогенераторах из древесных чурок, угольных брикетов, торфа.
Газогенераторные установки были довольно громоздкими и тяжелыми. Их масса колебалась от 400 до 600 кг. Розжиг газогенератора занимал 10–14 минут, расход древесных чурок равнялся около 53 кг на 100 км пути, а запас хода — 60–70 км.
В конце 30-х годов с конвейеров советских автозаводов начали сходить газобаллонные грузовики ЗИС-30 и ГАЗ-44, в двигателях которых применялся газ, вырабатываемый не газогенераторами, а подаваемый из баллонов, заправленных на газонаполнительной станции. Фактически это и стало началом использования ГБО — газобаллонного оборудования.
Сравнение производителей ГБО представленных на рынке России
Сравнительная таблица оборудования основных производителей ГБО представленных на территории России
* — мощность с одним редуктором-испарителем
Таблица – ознакомительная, далеко не полная, используются материалы других сайтов.
Форсунки и редукторы большинство производителей и установщиков в программах и по факту используют совершенно разные, в зависимости от длинны своих складских полок и разрешений держателя бренда. Например, у BRC линейка редукторов ограничивается только редукторами BRC, с форсунками – шире, есть вариант от RAIL, модель IG-1. Это всё. На радость потребителям и установщикам, остальные бренды разрешают техническое творчество, и, даже поощряют, прописывая варианты редукторов и форсунок других брендов в своих программах. Советуйтесь о комплектации со специалистами своего сервисного центра.
Современное газовое оборудование
Принципиальные схемы систем питания автомобиля в зависимости от применяемого газового топлива имеют свои специфические особенности и одновременно общие элементы. В классификации систем ГБО используют термин поколения, с которым, однако, не все так просто — на просторах бывшего СССР с классификацией ГБО произошла необъяснимая метаморфоза: нераспространенное и неприжившееся третье поколение исчезло, а первое и второе поднялись на ступеньку выше, став вторым и третьим соответственно. Кроме того, многие установщики ошибочно называют пятым поколением ГБО системы газового впрыска с OBD коррекцией или систему BRC Sequent Direct Injection, разработанную для автомобилей с непосредственным впрыском топлива.
Поэтому чтобы избежать путаницы, наименования устанавливаемых сегодня газобаллонных систем можно разделить по способу подачи газа в двигатель:
- 1, 2, 3-е поколение — «эжекторное оборудование», аналог бензинового карбюратора,
- 4-е поколение — «распределенный газовый впрыск»,
- 5-е поколение — «жидкий впрыск»,
- 6-е поколение — «непосредственный впрыск жидкого газа».
Перевод автомобиля на газ: как работает система
Перевод автомобиля на газ предполагает установку клапана, перекрывающего подачу бензина. Остальные узлы остаются в неизменном виде, а потому ГБО в любой момент можно демонтировать.
Газовая топливная система работает следующим образом. Из баллона сжиженный газ поступает в газовую магистраль высокого давления. Для регулировки газа используется мультиклапан, который служит еще и для заправки с помощью специального устройства. Проходя через клапан-фильтр, газ очищается от смол и взвесей. Функция клапана – перекрывать газ при переходе на бензин или остановке двигателя.
Через трубопровод газ направляется в редуктор-испаритель, который имеет две ступени. После прохождения обеих давление газа приближается к атмосферному. Жидкость превращается в газ за счет теплообмена между редуктором и охлаждающей жидкостью, после чего, благодаря разряжению, всасывается в дозирующее устройство. Далее по шлангу низкого давления газ идет через дозатор в смеситель. Смешавшись с воздухом, он подается к форсункам.
В салоне авто имеется переключатель вида топлива и лампочки, которые показывают, какое используется в настоящий момент. При нажатии переключателя один из клапанов на подаче топлива закрывается, а второй открывается.
ГБО и ресурс мотора
Мифы и реальные сложности установки и настройки ГБО
Не нужно думать, что установить ГБО можно без проблем в любом гараже, а эксплуатировать газовую систему сможет даже первоклассник. С газом может быть связаны некоторые неприятности, если относиться к нему халатно. Сегодня мы рассмотрим те моменты, которые обычно замалчиваются установщиками газобаллонного оборудования. На самом деле, негативные отзывы ГБО высказывают те, кто неправильно относится к предупреждениям профессионалов.
Итак, наиболее распространенные слухи:
Температура горения газа в цилиндрах выше, чем у бензина. На самом деле, разница температур выхлопов не превышает 30-50 градусов, причем бензин горит c более высокой температурой. Проблема кроется в другом: когда топливная смесь содержит неправильные пропорции газа и воздуха, она горит дольше, и окончание процесса горения происходит тогда, когда открываются выпускные клапаны. Соответственно клапаны подвергаются повышенному температурному воздействию. Чтобы они служили дольше, необходимо поддерживать правильные пропорции смеси газа и воздуха.
Для этого нужно:
Оборудование должно быть правильно подобрано. Редуктор необходимо покупать такой, чтобы его мощности хватало для обеспечения двигателя на максимуме.
Форсунки — качественно, точно дозирующие топливо.
ЭБУ должен позволять производить точную настройку состава и дозировки смеси в разных режимах работы в течении длительного времени.
Не знаете, какое газовое оборудование необходимо конкретно для вас? Можно найти информацию на нашем сайте или проконсультироваться у наших менеджеров. Монтаж ГБО в надежном автосервисе. Установка газобаллонного оборудования руками опытных специалистов, работающих с помощью современной техники — залог продолжительной работы системы. Профессиональная настройка ГБО. На многих современных автомобилях, управляемых сложной электроникой, настроить газовое оборудование без дорогостоящего диагностического оборудования просто невозможно. Наши сотрудники имеют большой опыт работы установки различных поколений ГБО на разнообразные транспортные средства с помощью самого современного оборудования. Использование тестеров, автосканеров, осциллографов, программного обеспечения от производителей газовых систем позволяет быстро находить проблемы и устранять любые неполадки. Размещение газового баллона в багажнике или салоне автомобиля значительно уменьшает полезное пространство. Если подойти к этому вопросу правильно, неудобств баллон вам не доставит. А запаска легко разместиться в фирменном чехле.
Расход газа настолько велик, что об экономии речь не идет. Очередной миф, придуманный теми, у кого неправильно настроено газовое оборудование и не отрегулирован двигатель. Если все компоненты работают корректно, расход пропан-бутана относительно бензина не должен превышать 12-15% (по объему). Какое резюме можно сделать? Если в автосервисе вам правильно установили и настроили ГБО, проблем с дальнейшей эксплуатацией газовой системы возникнуть не должно.