Поколения ГБО

Газовое оборудование для автомобилей классифицируется по поколениям. Данное разделение было введено самими установщиками этих систем, для упрощения понимания того, о каком именно типе ГБО идет речь в тот или иной момент. Официально, такая классификация никогда не проводилась, поэтому расхождения среди специалистов неизбежны.

Ниже мы приводим описания систем, предоставленные нам МГТУ-МАМИ.

Эволюция ГБО

ГБО 1 поколения

Оборудование 1-го поколения характеризуется наличием испарителя и раздельного регулятора давления. Данный тип системы был разработан в Германии, но в результате военных действий, перекочевал в РФ и был освоен для дальнейшего производства на Рязанском заводе автомобильных агрегатов. Выпуск таких систем был прекращен десять лет назад, однако простота и надежность этих редукторов позволила до сегодняшнего дня использовать их в отдаленных районах России (Мордовии, Хакассии и пр.). Позже, Рязанский завод выпустил регулятор, выполненный одним целым с испарителем. Принцип был унаследован от голландской схемы, разработанной компанией Poliavto&Vialle. Примерно в то же время, Новгородский ЗГА наладил производство собственных совмещенных редукторов, на основе итальянской схемы от Bedini.


ГБО 2 поколения

Газовое оборудование второго поколения уже имеет регулировку подачи топлива в смеситель, которое осуществляется в ручном режиме. Для этого используется дозатор, являющийся, по сути, обычным патрубком с переменным сечением. Поперек него вкручивается винт, который и регулирует подачу газа. Оптимальным положением винта считается то положение, при котором ДВС работает стабильно.


ГБО 3 поколения

В отличие от ГБО 2-гопоколения, имеет не механический, а электронный дозатор, приводящийся в действие электромотором. Управление мотором осуществляется с помощью блока управления, который регулирует смесь, исходя из показаний кислородного датчика. Газовое оборудование 3 поколения имеет возможность настройки с применением компьютера.


ГБО 4 поколения

В ГБО этого поколения присутствуют газовые электромагнитные форсунки, имеющие конструкцию, сходную с обычными бензиновыми инжекторами. Из редуктора, газ поступает к форсункам и подается в ГБЦ через тарированные жиклеры. Управление форсунками происходит за счет подачи напряжения от газового блока управления, подключенного к «мозгу» автомобиля. Блок, получая сигналы от модуля управления двигателем, просчитывает необходимое количество смеси, и тем самым обеспечивает подачу нужного количества газа. Диагностика и регулировка систем этого поколения осуществляется с помощью компьютера и специализированного ПО. Газовое оборудование 4-го поколения не предназначено для установки на автомобили с прямым впрыском топлива.

Газобаллонное оборудование 4-го поколения (ГБО 4)

Сегодня цены на топливо постоянно колеблются, и нестабильная ситуация на международном рынке явно не влияет на все эти процессы положительно. Цена на бензин слишком велика, а потому большинство владельцев машин начали всерьез задумываться над тем, чтобы установить себе газобаллонное оборудование (ГБО). Но, как и любое другое оборудование, оно имеет свои характеристики, а также эволюционные моменты, которые довелось пережить в процессе совершенствования установки. Из-за столь высокого клиентского спроса газовые баллоны постоянно совершенствуются, а в будущем, может быть, и вовсе заменят бензин.

Особой популярностью сейчас пользуется установка ГБО 4 поколения. Это оборудование подлежит установке на машины, которые оснащены инжекторным двигателем. Весь принцип работы очень схож со штатной топливной системой. Под давлением горючее подается в двигатель через форсунки.

В газобаллонном оборудовании 4 поколения разработчики потрудились над максимальной стабилизацией этого давления, и для его снижения был задействован специальный редуктор. Это послужило причиной для того, чтобы установка газового оборудования 4 поколения присоединялась к охладительной моторной системе.

Преимущества этого оборудования перед другими комплектациями очевидны.

  1. Во-первых, это очень качественное и экологичное оборудование. Чаще всего используется пропан-бутан, который считают горючим высокого качества, так как содержит октановое число от ста до ста пяти. Количество вредоносных примесей в составе минимально.
  2. Во-вторых, ГБО 4 поколения – очень безопасно. Бытует мнение, что бензиновая топливная система более защищена, чем газовая, но на практике оно не оправдывает себя. Газовые баллоны очень прочные (сталь до 5 мм толщины), и даже при столкновении они в десяток раз превышают уровень прочности бензинового бака.
  3. Ну, и наконец, в-третьих, это очень экономичное приобретение. Так как, цена газобаллонного оборудования 4 поколения в разы меньше обычного бензинового топлива, это очень выгодное приобретение. Стоимость 1 литра пропан-бутана в два раза ниже бензина. Согласитесь, сумма внушительная. Те, кто не хочет тратиться на газовую установку, должны понимать, что ее монтаж окупится очень быстро, так как сэкономленные средства быстро покроют все затраты.

Установить систему ГБО 4го поколения можно в специализированных сервисных центрах. Но к этому процессу следует относиться очень серьезно и ни в коем случае не экономить, а довериться настоящим профессионалам своего дела.


ГБО 5 поколения

Одна из последних разработок в мире ГБО-систем, — голландская LPI, подразделяющаяся на два условных поколения (LPI и LPDI), хотя на самом деле они практически идентичны. В ГБО 5 поколения, газ подается во впускной коллектор или камеру сгорания в сжиженном состоянии. Такое состояние газа достигается за счет насосов постоянного и высокого давления, расположенных внутри газового баллона и под капотом.

Газобаллонное оборудование 5-го поколения (ГБО 5)

Естественно, новое поколение отличается от предыдущих, в случае газобаллонного оборудования 5 поколения – это добавление специального жидкого впрыска смеси из пропан-бутана. Такое нововведение позволило исключить из состава установки редуктор, из-за которого, по правде говоря, многие потенциальные клиенты и боялись применять газ, так как он был наиболее уязвим во всей системе. Но сейчас проблема решена, и ГБО 5 поколения вышло на новый уровень!

Пятое поколение и его предшественники могут совмещаться исключительно с автомобилями, которые имеют инжекторный тип двигателя распределенного и непосредственного впрыска. Подача газа системой осуществляется за счет действия электромагнитных форсунок. Принцип действия работы установки таков, что жидкая часть пропан-бутана должна постоянно циркулировать внутри системы. Этот процесс остается незамкнутым именно благодаря форсункам. Поэтому было принято решение ГБО пятого поколения дополнить газовым насосом. Этот прибор теперь отвечает за правильную циркуляцию жидкого состояния газа из баллона и обратно.

К наиболее положительным моментам установки ГБО именно пятого поколения можно отнести ее экономичность и большую мощность. Еще одним достоинством является не боязнь газа низких температур, так, даже в самую холодную и лютую зимнюю погоду вы без труда сможете завести ваш автомобиль. Достигнуть этого было не так-то уж и просто, но сейчас такой процесс возможен, благодаря тому, что перед подачей в мотор газа не требуется предварительно его испарять.

Установка газового оборудования 5 поколения выпускается и от всемирно известного изготовителя Vialle. Она имеет ряд своих преимуществ, так как грамотно квалифицирована по модификациям. Приведем пример – Liquid Propane Direct Injection (LPdi). Это ГБО доступно автомобилям, в которых подача горючего происходит непосредственно сразу в цилиндры (типы моторов TSI, TFSI, FSI, GDI, Eco Boost и т.д.). К главной особенности этой системы можно отнести именно жидкий впрыск газа. Естественно, это далеко не единственная модификация Vialle, каждая из которых отличается своими достоинствами и недостатками.

Справедливости ради отметим, что далеко не все сервисные компании готовы взяться за установку газового оборудования на ваш автомобиль. Но даже те немногие, которые есть на рынке, должны пройти качественный отбор, поэтому обязательно удостоверьтесь в профессионализме мастеров, ведь главное в этом деле – безопасность.


ГБО 6 поколения

Отличается от пятого поколения тем, что подключается напрямую к «родным» форсункам автомобиля, позволяя тем установить ее на автомобили с прямым впрыском топлива.


Состав оборудования ГБО

Основными составляющими газобаллонного оборудования являются:

  1. Редуктор-испаритель обеспечивает ступенчатое снижение давления газа для подачи газовоздушной смеси в камеру сгорания. Они отличаются друг от друга количеством ступеней регулирования и устройством систем пуска и холостого хода. Редуктор является основным узлом всей газотопливной системы, от его качества и долговечности зависит класс ГБО.
  2. Газовый и бензиновый электроклапаны перекрывают подачу одного вида топлива при переводе двигателя на другой.
  3. Мультиклапан — запорная арматура баллона. Мультиклапан ограничивает максимальное давление газа в баллоне, выполняет функции «отсечки» газа для обеспечения паровой подушки в баллоне, служит индикатором количества газа в баллоне.
  4. Баллон — стальная ёмкость для газового топлива. Варьируется форма и объём (от 30 до 280 л) для оптимального использования полезного объёма багажника.
  5. Переключатель видов топлива обеспечивает переключение работы двигателя с одного вида топлива на другой.
  6. Смеситель обеспечивает приготовление газовоздушной смеси для двигателя. Существует множество видов смесителей, которые различны по своей конструкции и принципам работы. Смеситель подбирается индивидуально в соответствии с конструкцией двигателя.