Разновидность и особенности применения газобаллонного оборудования в автомобиле

Установка газобаллонного оборудования на автомобили с ДВС, рассматривается как отличный способ экономить на покупке бензинового или дизельного топлива. В настоящее время можно приобрести такое оборудование любого из 6 поколений, а также заказать его монтаж опытным и квалифицированным мастерам. Однако, прежде стоит понять, что собой представляет газобаллонное оборудование или ГБО, а также уточнить все его преимущества и особенности.

ГБО, что оно даёт

Газовое баллонное оборудование, интегрированное в топливную систему автомобиля с ДВС, позволяет существенно:

  • сократить потребление бензинового и дизельного топлива;
  • снизить финансовые затраты на эксплуатацию;
  • увеличить пробег автомобиля на одной заправке;
  • внести свой посильный вклад в общее дело защиты окружающей среды.

Установка ГБО в настоящее время пользуется особой популярностью у водителей автомобилей, которые проводят в пути много времени. Речь идёт о водителях грузового, коммерческого и пассажирского видов транспорта. Владельцы личного/частного транспорта также могут установить комплекты ГБО на свои автомобили.

Основной причиной покупки ГБО является сравнительно невысокая стоимость газа, благодаря которой, можно экономить на покупке топлива до 50 процентов. Как показывает практика, стоимость газобаллонного оборудования полностью окупается в течение года, при условии пробега не менее 50 тысяч км/г.

Сегодня установить газобаллонное оборудование можно на любой автомобиль, с любым типом двигателя, работающим, как на бензиновом, так и на дизельном топливе.

Комплект ГБО состоит из:

  • Баллона с газом
  • Топливной магистрали
  • ГБО-редуктора
  • Переходного клапана переключения
  • ЭБУ
  • топливной системы впрыска

Следует заметить, что наличие ЭБУ характерно только для комплектации газобаллонного оборудования последних трёх поколений. Кроме того, разные производители делают это по-своему, поэтому комплект может иметь некоторые различия, касается это, в частности, редуктора/испарителя, а также подогревателя, которые могут быть не единым устройством, а отдельными компонентами.

Газ в системе: какой используется

Как правило, автомобили ездят на сжиженном газовом топливе, то есть на метане и чуть реже на смеси пропана и бутана. Следует заметить, что использование метана более выгодно с финансовой точки зрения. Помимо того, что данный газ стоит дешевле, он ещё и более доступен, а заправить им автомобиль можно на любой АЗС.

Внимание: уровень давления в баллоне с метаном достигает 200 атмосфер.

Отличительные особенности поколений ГБО

В общей сложности существует полдюжины поколений газобаллонного оборудования, особой же популярностью у отечественных автовладельцев пользуется ГБО 4 поколения.

  1. Отличительной особенностью двух первых генераций ГБО является моновпрыск: газ сначала попадает в коллектор и только потом в дроссельную заслонку. В том случае, если топливная система инжекторная, то с комплектом ГБО устанавливается ещё и эмулятор рабочего процесса классических топливных форсунок.
  2. Третьему поколению ГБО свойственна уже распределительная система подачи газового топлива по цилиндрам. Кроме того, с помощью автоматики производится управление подачи топлива, а также контроль его давления в системе.
  3. Четвёртая версия ГБО обзавелась полноценным электронным блоком управления и распределённой системой топливного впрыска. Данное поколение оборудования подходит для заправки как смесью газов пропана-бутана, так и метаном. Однако необходимо заранее определиться с выбором газового топлива, поскольку в комплектации ГБО, предназначенной для природного газа и для смешанного есть несколько небольших различий. Речь идёт о самих баллонах, уровне давления газа, а также редукторе.
  4. Пятому поколению свойственен более высокий коэффициент полезного действия и практически 100 процентная сохранность мощности двигателя. Данная версия имеет много общего с шестой.
  5. Шестое поколение является самым технологичным на текущий момент времени. От предыдущих поколений данную версию отличает возможность использования в топливной системе жидкого (не сжиженного) природного газа. Принцип работы данного оборудования заключается в подаче газа непосредственно в цилиндры, а комплектация данного поколения ГБО подразумевает наличие насоса и отсутствием редуктора. От пятого поколения его отличает полная интеграция с бортовой топливной системой и задействование имеющих в ней форсунок.

ГБО: о безопасности

Стоит заметить, что любой газ, используемый в качестве автомобильного топлива, является взрывоопасным веществом, с которым необходимо крайне аккуратно обращаться. При правильно выполненном монтаже и регулярном техническом обслуживании эксплуатация газобаллонного оборудования является совершенно безопасной. В некотором смысле, ГБО можно считать даже безопаснее по сравнению с бензиновой топливной системой, поскольку утечку газа можно быстро и легко заметить, а вот бензина — нет. При этом пары бензинового топлива так же просто, как и газ воспламеняются.

Комплектация ГБО разных поколений

Итак, газобаллонное оборудование производится сегодня в 6 генерациях, в комплект каждого входит баллон топлива и магистраль для его подачи в систему. Вместе с этим в комплектации:

  • первого поколения входит редуктор, с помощью вакуумного клапана которого газ подаётся в карбюратор;
  • второй генерации – электронный клапанной редуктор с регулируемой подачей газа;
  • третьего – распределительный редуктор;
  • четвёртого – ЭБУ, редуктор и форсунки;
  • пятой генерации – ЭБУ, насос;
  • шестой генерации – ЭБУ и насос.

ГБО: как это работает

Эксплуатация первых трёх версий ГБО подразумевает ручное переключение между видами топлива, для чего в салон выводится специальный тумблер. В четвёртом поколении появляется электронный блок управления, или ЭБУ, наличие которого избавляет водителя от необходимости переключать систему с одного вида топлива на другой. С помощью данного блока, происходит не только переключение топливной системы, но и контроль, как за уровнем давления газа, так и за его расходом.

Установка ГБО в систему автомобиля, работающего на бензиновом или дизельном топливе, на работе самого транспортного средства никак не отражается.

Установка ГБО: за и против

Весомым доводом в пользу использования газобаллонного оборудования является возможность экономии на заправке автомобиля, а также снижение уровня вредных для экологии выхлопов. Кроме того, наличие в одном автомобиле двух разных топливных систем является весьма практичным решением, с точки зрения поломки одной, или второй. Вместе с этим, «за» установку ГБО говорит и факт возможности увеличить пробег автомобиля на одной заправке, разумеется, при полном как газовом баллоне, так и топливном баке.

К доводам «против» можно отнести:

  • Газовый баллон занимает энное количество места
  • Стоимость ГБО и его монтажа достаточно высока
  • Регистрация установленного оборудования – обязательна
  • Возможное снижение мощности двигателя при работе автомобиля на газе

ГБО: о неисправностях

Как показывает практика, современное газобаллонное оборудование отличается практичностью и надёжностью, а также большим запасом прочности. Тем не менее, о типичных неполадках и неисправностях необходимо знать заранее. Речь идёт об:

  • Указателе газа, который не отличается особой точностью, а также может выходить из строя.
  • Характерном «подёргивании» автомобиля с ГБО, которое означает, то топливо в баллоне заканчивается.
  • Возникновении воздушных пробок, из-за подключения редуктора ГБО к бортовой системе охлаждения.
  • Слишком резком снижении мощности мотора, которое может указывать на необходимость проведения более тонкой настройки ГБО.
  • Появлении запаха газа, что требует немедленного обращения на СТО для диагностики и ремонта топливной системы.
  • Плохой работе двигателя на больших оборотах, что говорит о необходимости проверки и замены фильтров.

ГБО: масло и фильтры

В системе автомобиля после интеграции в неё газобаллонного оборудования используются свечи зажигания, моторное масло и прочие рабочие и смазочные жидкости, рекомендованные его производителем. Однако особое внимание необходимо будет уделять чистоте воздушных, масляных и топливных фильтров, замену которых необходимо производить согласно регламенту, а лучше всего – чуть чаще.

ГБО: подводя итоги

Теперь вы имеете представление о том, что такое ГБО, какие поколения данного оборудования сегодня доступны для установки в автомобиль, а также знаете о преимуществах и особенностях его использования. Благодаря чему, вы можете оценить все сильные и не очень стороны установки газобаллонного оборудования в свой автомобиль и принять верное решение.