ГБО или газобаллонное оборудование – это система из нескольких устройств на автомобиле, позволяющая использовать газ в качестве моторного топлива.
На автомобилях получили распространение 2 вида горючего газа – сжиженный нефтяной и сжатый природный.
Сжиженный газ (пропан-бутан) главным образом используется в легковых автомобилях, однако широко применяется и на грузовых, специальных автомобилях.
Сжатый природный газ (метан) требует более прочного, значит, и более тяжелого газового баллона, поэтому в большей степени в качестве газомоторного топлива нашел применение на крупных автомобилях (грузовиках, автобусах), хотя с появлением металлопластиковых баллонов активно используется и в легковых автомобилях, в том числе иномарках.
Основные составляющие ГБО
- Смеситель — его основная функция — смешивание газа с воздухом, задает качество топливной смеси.
- Мультиклапан — монтируется на горловину баллона, является ограничителем максимального давления газа в нем, выполняет функции «отсечки» газа для обеспечения паровой подушки в баллоне, служит индикатором количества газа, перекрывет утечку газа при аварийном повреждении газовой магистрали.
- Электроклапан — предназначен для управления прохождением газа по газовой магистрали, очистки газа от твердых примесей.
- Редуктор — основной узел всей газотопливной системы, служит для подогрева смеси газа, ее испарения и подачи газа в камеру сгорания. От его качества и долговечности зависит класс ГБО.
- Шаговый двигатель — используется начиная с ГБО 3-го поколения в специальном дозирующем устройстве для дозированной подачи газа во впускной коллектор.
- Электронный блок — используется в ГБО 4-го поколения для управления электромеханическими газовыми форсунками на основе информации, полученной от штатного блока управления двигателем.
- Наливная горловина (выносное заправочное устройство) — необходимо для безопасного подсоединения заправочного шланга АГЗС к баллону автомобиля.
- Баллон (резервуар) — служит для хранения газа, изготовлен из стали.
Виды баллонов для работы ГБО
Баллон с пропан-бутаном — это резевуар с рабочим давлением 16 атмосфер, толщина его стенки — 3 и более мм. В зависимости от наличия свободного места в автомобиле и ниши для запасного колеса применяются газовые баллоны соответствующего типа и требуемого (или желаемого) размера.
В виде цилиндра
Цилиндрические баллоны производятся с наружным диаметром 200, 240, 270, 300, 315, 360, 400 и 450 мм. В зависимости от длины и диаметра получаем разные объемы баллонов — от 10 до 230 литров. Эти баллоны монтируют с помощью специальных креплений.
В виде тора
Торовые баллоны (в разговорной речи — «тор, таблетка, бублик, под запаску») максимально соответствуют по форме и размерам запасному колесу. Это позволяет установить газовый баллон в нишу вместо него. Наиболее популярный объем тороидального баллона — 40 или 42 литра (600х200 мм), но бывают баллоны и до 95 литров (до 720 мм в диаметре). Конструктивно различают внутренние, внешние и вертикальные тороидальные баллоны.
Баллон с метаном — это резервуар с рабочим давлением до 200-250 атмосфер, поэтому его изготавливают без сварных швов цельнометаллическим или металлопластиковым. Он имеет сигарообразную форму, толстую, прочную стенку, а вентиль расположен в центре торца баллона (вес 50-литрового стального баллона составляет 100 кг). Вместимость баллона может быть от 34 до 80 литров, диаметр — до 398 мм. На грузовых газобаллонных автомобилях можно увидеть кассеты по 6-10 красных вытянутых цилиндров. Форма и место установки метановых баллонов также определяется количеством имеющегося на автомобиле свободного места.
Варианты размещения газовых баллонов на автомобиле:
Сегодня с появлением нового современного более совершенного ГБО 4-го поколения (но есть уже и 5-е поколение) перевод автомобилей на газ, хотя и испытывает некоторые затруднения, становится все популярнее. Автомобилисты и частные компании переводят автомобили на более дешевое газовое топливо и быстроокупаемое газобаллонное оборудование. Коммерческие, государственные и муниципальные организации, особенно имеющие большой парк автомобилей, минимизируют этим транспортные расходы. Автовладельцы-любители устанавливают ГБО из-за нехватки качественного бензина, из-за постоянного роста цен на него и дизельное топливо, а также из-за того, что в стране прекращено производство бензина А-80!
Специалисты, опытные водители, практика отмечают неоспоримые выгоды, преимущества от установки газобаллонного оборудования на автомобиле и использования в качестве моторного топлива СУГ или КПГ вместо бензина:
- Экономятся денежные средства, так как газ значительно дешевле бензина Значительно снижается количество вредных веществ в выхлопных газах
- Увеличивается ресурс двигателя на 10-15%, продляется срок эксплуатации машины
- Снижение расхода моторного масла на 10% и увеличение срока его замены
- Не образуется нагар на свечах, увеличивается срок их службы на 40%
- Снижается нагрузка на цилиндро-поршневую группу, двигатель работает чище и мягче, не детонирует
- Переоборудованный автомобиль становится двухтопливным, пробег увеличивается в 2 раза
- Газобаллонный автомобиль не позволяет сливать топливо и воровать его